Selforganization.ru

Самоорганизация и самоменеджмент
Лого Selforganization.ru

«Учимся писать». Второй и третий месяц работы. Анализ результатов

Мы с сыном уже третий месяц учимся писать. У нас много новостей.

Как и запланировали ранее мы работаем в прописях.

В этих прописях соединились сразу несколько интересов ребенка.

Во-первых, есть наклейки.

Во-вторых, можно обводить пунктирные буквы или цифры.

В-третьих, буквы и цифры крупные.

Мы начали с цифр.

Вот что получается:

Самой сложной оказалась цифра «3». Она никак не получалась ни в прописи, ни в тетради. Я решила не настаивать, продолжить работу с другими цифрами и буквами, посмотреть, как будут получаться буква «З»  и цифра «5» (пятерка и тройка похожи в написании). Пятерка получилась легко, а буква «З» оказалась тоже сложной.

 

Понаблюдаю, как в дальнейшем ребенок будет справляться, и по результатам буду принимать решение.

Мы продолжаем рисовать. Один раз в неделю рисуем красками.

Это «Цветы Маки» — один из первых рисунков.

 

 

Это ёжик

 

и рыбка.

 

Это примеры рисунков, сделанных по образцу.

Следующие работы — проявление детского творчества.

 

 

Это фантазия на тему дождя.

 

 

На первом рисунке идет дождь, а на втором – после дождя выглянуло солнце, а внизу большая лужа. Потек испортил картину. Но мне эти рисунки интересны тем, что в них проявлено авторство: рисовал, что хотел и выражал сам, как умел.

Еще одно проявление творчества – «электронные» цифры. Саша по собственной инициативе стал рисовать цифры, как на бытовых приборах. Сначала просто копировал начертание цифр, а сейчас такими цифрами записывает время.

 

А этот рисунок вызвал у меня бурю приятных эмоций.

 

 

Догадались почему?

 

Правильно. Меня удивила подпись в правом верхнем углу. Саша впервые сам подписал свой рисунок. Вместо «Ш» нарисовал «С». Как говорит, так и пишет (он пока не произносит звуки «ш» и «щ»). Надеюсь вас, как и меня, это творчество побудило улыбнуться.

В качестве вывода по результатам работы, можно констатировать, что Саше стало нравиться писать и рисовать. Он сейчас  с удовольствием включается в деятельность по развитию умений в области мелкой моторики и легко выполняет работу, к которой он раньше не хотел приступать. Регулярность - основной и  очень эффективный принцип работы. Достаточно быстро у ребенка формируется привычка. К примеру, сейчас  Саша сам без напоминаний берет свою пропись и начинает писать. Как только стало получаться хорошо, интерес стал устойчивым. Это еще раз подтверждает, что человеку свойственно относится к результатам своего труда как к ценности, любить то, во что вкладываются время и силы, есть ощутимые результаты.

Мы продолжаем второй этап проекта. Учимся писать в прописях. После того, как закончим прописи с буквами и цифрами, продолжим работу с более мелкими элементами, будем учиться вписывать фигуры в квадраты и полосы. Через месяц подведем итоги развития наших умений рисовать и писать.

До встречи.

Елена Ветштейн.

 

 

 

Лого Selforganization.ru

«Учимся писать». Первый месяц работы. Анализ промежуточных результатов

Итак, завершился первый месяц работы, где нам предстояло учиться основам письма. Именно основам, начиная от умения правильно держать ручку и правильно сидеть, заканчивая первыми уверенными штрихами на бумаге.

Вначале было сложно. Ручка «не хотела» писать, рука дрожала, прямые линии выходили волнистыми. Но было желание. А это уже половина успеха.

Первая пропись, с которой мы начали работать, оказалась сложной.

 

 

Во-первых, слишком мало повторений отдельных элементов: один-два раза сделал, только начало получаться, строчка закончилась, и пора переходить к новому элементу.

 

 

Чтобы решить этот вопрос, мы вооружились обычной тетрадью в крупную клетку, и дорабатывали фигуры в тетради.

Почему, на мой взгляд, это важно?

Ребенку нравится видеть, что у него получается хорошо, почти так, как на образце, а это достигается после нескольких попыток. В нашем случае одного-двух раз было недостаточно.

Во-вторых,  на одной странице расположены и пропись, и раскраска. Мы начинали с прописи – она сложнее. В итоге на раскраску не оставалось сил и желания, а разделять по времени эти виды деятельности не получилось, так как, приступая к следующей странице, ребенку хотелось делать задания прописи.

 

 

В-третьих, цифры слишком мелкие. На примере другой прописи, где сочетались и крупные и мелкие фигуры и цифры, заметно, что крупные цифры получаются лучше.

 

Работа в прописи вызвала новый интерес – рисование по точкам и пунктирам. Такой вид деятельности очень нравится и уже хорошо получается у Саши. Кстати, обводить рисунок по точкам и по линиям – одно из умений, которое мы развиваем в проекте.

Еще работали, рисуя фигуры по клеткам.

 

Из трех прописей, выбранных для второго этапа, в этом месяце работали с двумя. Подводя итоги работы, можно сделать выводы, что Сашик стал писать более уверенно, у него получается, и он стремится делать лучше.

В течение следующих двух месяцев работы не меняя стратегии, мы слегка корректируем тактику работы: откладываем на следующий месяц третью пропись. К этой прописи мы вернемся, когда навыки письма будут совершеннее.

А в следующем месяце будем работать в двух новых прописях с крупными буквами и цифрами.

 

Елена Ветштейн.

Лого Selforganization.ru

Анализ первого этапа проекта «Как научить пятилетнего ребенка рисовать или стратегия и тактика в действии»

Закончился первый этап обучения рисованию.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

На первом этапе (предполагаемая продолжительность первого этапа один месяц) используем принцип «Регулярность», чтобы рисование стало доброй привычкой ребенка. Каждый день мы будем вместе рисовать, то, что ему нравиться, решая сразу несколько задач. Во-первых, формируется привычка. Во-вторых, регулярность поможет развитию умения работать с карандашами, будут совершенствоваться умения рисовать разные фигуры. В-третьих, постепенно будет развиваться интерес к рисованию.

Итак, продолжительность первого этапа работы составила 5 недель. За это время вместе с Сашей мы нарисовали все рисунки полюбившегося интернет канала. Некоторые не один раз.

Наблюдение за процессом рисования, позволило сделать несколько выводов и открытий.

Вывод первый. Нам удалось, регулярно занимаясь рисованием, полюбить это занятие и сделать его неотъемлемой частью нашего ежедневного расписания.

Вывод второй. Рисовать – это интересно и занимательно. Я рассуждаю так, потому что ребенок ждет занятий, с удовольствием готовит карандаши и альбомы, сам напоминает мне, что сегодня мы еще не рисовали.

Вывод третий. Качество рисунков (уверенность линий, правильность форм, самостоятельность в работе) заметно лучше после 5 недель регулярных занятий.

На первом этапе нам предстояло выяснить начальный уровень умений, которые будем развивать в проекте. Эти знания помогут выстроить работу на следующих этапах.
Итак,
проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги получается пока слабо;

регулировать силу нажима на карандаш и кисть пока не получается, а вот изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предметав целом, неплохо;

располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе получается хорошо;

обводить рисунок по точкам и по линиям получается слабо;

аккуратно раскрашивать картинки, стараясь не выходить за контуры рисункаэто умение зависит от усердия, но говорить, что получается пока рано. Нужно еще работать;

штриховать фигуры ровными прямыми линиями, стараясь не выходить за контуры фигурылинии не совсем прямые, выход за контуры тоже бывает, но внешне вполне приемлемо;

копировать простейшие рисунки — хорошо;

ориентироваться в тетради в клетку или в линейку – это умение не проверили. Рисовали в клетках, в линиях, но трудно пока делать выводы

На первом этапе пришлось усилить работу с раскрасками, которая, увы, не вызывает сильного интереса. Чтобы решить эту проблему, мы начали использовать «умные раскраски», и увлеклись заданиями в ущерб раскрашиванию: меньше красим, больше ходим по лабиринтам — с помощью карандаша помогаем героям добраться из пункта «А» в «Б»

Мои открытия:

Первая неделя работы показала, что у ребенка страх перед рисованием из-за ожидания, что ничего не получится. Поэтому в самом начале я рисовала его рукой, чтобы добавить уверенности, и показать, что если начинаешь делать – все получается. Важно приступить. Со временем он стал меньше обращаться ко мне за помощью, больше рассчитывать на собственные силы. Но до сих пор иногда останавливается перед трудной формой, не решаясь начать. Налицо синдром выученной беспомощности, с которым предстоит еще работать не только на занятиях рисования.
Еще одним открытием стало, что Сашик неплохо рисует, на мой непрофессиональный взгляд. Лошадка похожа на лошадку, птичка на птичку – герои рисунков легко узнаваемы. В целом, сам рисунок расположен в центре, соблюдаются основные пропорции, глаза на голове, лапы от туловища.
Конечно, не все линии ровные, не все контуры правильные, нет «уверенности в руке», но погружаясь в процесс день за днем, он будет это делать лучше. Здесь главное – регулярность.

Все, что касается первичных навыков письма, пока требует серьезной работы. Удивительно, но ребенку проще пошагово повторяя, нарисовать смешарика, чем написать в прописи цифру «1».

На втором этапе мы начнем больше работать в прописях, будем учиться выводить палочки и простые фигурки. Еще будем рисовать красками – развивать воображение. Мы также продолжим рисовать с интернет-каналом, но делать это реже, будем раскрашивать и заштриховывать карандашом.

Добро пожаловать с нами во второй этап!

Елена Ветштейн.

Лого Selforganization.ru

Как научить пятилетнего ребенка рисовать или стратегия и тактика в действии

Моя жизненная ситуация подготовила мне случай в очередной раз на практике проверить эффективность системы работы, где реализуются стратегическое видение решения проблемы и гибкая тактика регулярных действий, а также три основных принципа достижения целей.

Предыстория такова. Мой младший сын (ему на днях исполнилось пять лет) плохо рисует. Признаюсь честно, я давно это заметила, но мало старалась исправить ситуацию.

Мне не хотелось вмешиваться в естественное развитие до школы. Я выбрала родительский подход, при котором приняла, что ребенок научится ходить, говорить, читать, писать, считать тогда, когда его мозг созреет для этих умений, а не тогда, когда рекомендовано в методичке.

Так, в три года ребенок выучил геометрические фигуры вместе с паровозиком «Чух-чухом».

 

 

 

Затем находил их в самых разных окружающих предметах. Следом научился считать этажи с первого по шестнадцатый вверх и вниз, тридцать четыре проезда (улицы) на дачу в прямом и обратном порядке. В четыре достал банку с буквами, выучил, расспрашивая всех членов семьи, названия букв. Сначала находил в книгах знакомые буквы, затем по буквам читал слова.

Конечно, я что-то подсказывала и исправляла, но никогда не настаивала, чтобы ребенок двигался дальше. Вскоре сын научился читать. Меня очень радовало, что ему легко осваивать новое, при этом никогда не хотелось учить и назидать.

Считая, что «прививать умения» вообще бесполезно, главное — давать ребенку возможность тренироваться и пробовать, не наказывая за неудачные попытки, не населяя его сознание виной и страхом.

Я всегда видела, что у него не клеится с рисованием. Берет он в руки карандаши или краски, пыхтит над альбомом, но ничего, кроме размазни, не выходит. В три года такая ситуация вполне оправдана. Все детские рисунки можно назвать «калякой-малякой». Но ему пять! Он ходит в детский сад, где детей учат рисованию. И именно родительское собрание в детском саду, когда меня, как нерадивую мамашу, ткнули носом в ситуацию, что мой ребенок плохо рисует, обнажило проблему: «Мой ребенок не умеет рисовать».

Если есть проблема, нужно начинать ее решение.

Мне по-прежнему ясно, что учатся рисовать, когда хочется рисовать, а не чтобы уметь рисовать. С этим пониманием приступим к работе.
Главная цель этого проекта - разработать стратегию и тактику работы, в результате которой ребенок пяти лет научится рисовать и будет заниматься рисованием с желанием и интересом.

Чтобы абстрактное понятие «научится рисовать», приобрело конкретное звучание, я взяла за основу требования к навыкам, которыми должен обладать пятилетний ребенок.

Вариант первый.

Мелкая моторика 5 -летнего ребенка становится значительно совершенней, Он уже может:

  •  проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и стараться не выходить за контуры рисунка;
  • обводить рисунок по точкам и по линиям;
  • аккуратно раскрашивать картинки, стараясь не выходить за контуры рисунка;
  • штриховать фигуры ровными прямыми линиями, стараясь не выходить за контуры фигуры;
  • копировать простейшие рисунки.

Вариант второй.

Мелкая моторика.

  • регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета;
  • располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе;
  • штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки;
  • Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

 

Объединив требования из двух разных источников, получилось, что нам совместно предстояла работа, в результате которой ребенок научится:

  • проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета;
  • располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе;
  • обводить рисунок по точкам и по линиям;
  • аккуратно раскрашивать картинки, стараясь не выходить за контуры рисунка;
  • штриховать фигуры ровными прямыми линиями, стараясь не выходить за контуры фигуры;
  • копировать простейшие рисунки;
  • ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Первое, что мне пришло в голову, сесть за рисование вместе с сыном. Но не все оказалось так просто. Он не хотел рисовать! Не приступал к деятельности, аргументируя тем, что у него не получиться, что будет лучше, если я нарисую сама. Поэтому нам вместе предстоит не только развивать умения рисовать, но и преодолевать беспомощность, развивать интерес к процессу.

На первом этапе (предполагаемая продолжительность первого этапа один месяц) используем принцип «Регулярность», чтобы рисование стало доброй привычкой ребенка. Каждый день мы будем вместе рисовать, то, что ему нравиться, решая сразу несколько задач. Во-первых, формируется привычка. Во-вторых, регулярность поможет развитию умения работать с карандашами, будут совершенствоваться умения рисовать разные фигуры. В-третьих, постепенно будет развиваться интерес к рисованию.

Сначала будем копировать простейшие рисунки, выбрав за основу видео занятия по рисованию. Нам понравилось рисовать с одним из интернет-каналов.
Чтобы определить, что ребенок умеет делать лучше, что хуже, а что не умеет делать вообще из имеющихся требований, постепенно на первом этапе выполним задания.

Например, «проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги» — задание «дорожки». Задача ребенка — провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки».

«Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета»- посмотрим на примере разных рисунков.

«Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе», «обводить рисунок по точкам и по линиям», «аккуратно раскрашивать картинки, стараясь не выходить за контуры рисунка», «штриховать фигуры ровными прямыми линиями, стараясь не выходить за контуры фигуры» — поработаем в прописях и раскрасках.

«Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку» — задания в тетради в клетку или в линейку нарисовать простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках, линиях.

Таким образом, на первом этапе выясним, с какими исходными умениями ребенок приступает к работе, и сделаем выводы, как работать на втором и третьем этапах.
Сегодня мне видится стратегия (карта действий для достижения цели), реализующаяся в три этапа.

Первый этап: формируем привычку ежедневно заниматься рисованием вместе с понравившимся интернет-каналом.

 

 

 

Развиваем простейшие умения рисовать, вместе с этим выявляем, что ребенок уже умеет лучше, а что хуже из комплекса умений, которыми нам предстоит в совершенстве овладеть. Рисуем ежедневно 10-15 минут.Второй этап и третий этап будут напрямую зависеть от того, какие умения продемонстрирует ребенок в начале работе. По плану нам предстоит работа в прописях (рисование по точкам и линиям, штриховка, простые фигуры) и в раскрасках, рисование красками и кистью.

Регулярно я буду выкладывать фотографии детских работ, делать отчеты о ходе работы, по окончании каждого этапа анализировать его результаты.

Итак, приступаем!

Первая неделя работы. Итоги и выводы.

Вторая неделя работы. Итоги и выводы.

Третья неделя работы. Итоги и выводы.

Четвертая неделя работы. Итоги и выводы.

Анализ первого этапа проекта «Как научить пятилетнего ребенка рисовать или стратегия и тактика в действии»

Второй этап проекта.

По результатам первого этапа работы, мы выбрали следующую тактику . На втором этапе нам предстоит больше работать в прописях, чем рисовать. Будем учиться выводить палочки и простые фигурки. Работать в прописях планируется 3 раза в неделю. Для этого приготовили три прописи:

Первая пропись.
А так выглядит пропись внутри. Есть раскраска, задания на развитие умений работать по клеткам и правописание цифр.
Вторая пропись
Внутри раскраска, наклейка, задания для работы по клеткам.
Третья пропись.
Внутри много интересных заданий для рисования по клеткам.

Еще будем рисовать красками – развивать воображение.

Для начала попробуем 1 раз в неделю.

Мы также продолжим рисовать карандашами и раскрашивать с интернет-каналом 1-2 раза в неделю.

Еще один день недели будем учиться работать ножницами – вырезать простые фигуры по контуру. Значимое умение для данного возраста, поэтому отводим один день для занятий. Так как это умение формируется за рамками данного проекта, мы не будем здесь о нем рассказывать.

Анализ и результаты второго этапа проекта:

«Учимся писать». Первый месяц работы. Анализ промежуточных результатов

«Учимся писать». Второй и третий месяцы работы. Анализ промежуточных результатов

 

Елена Ветштейн.

P.S. Друзья, по количеству просмотров, я вижу, что многим интересна наша работа. Возможно, есть те кто может что-то подсказать профессионально, а ко-то видит те грани, которые мне не дано рассмотреть. Мы готовы к вашим комментариям, советам, выводам и очень ждем вашего присутствия в нашем творчестве.

Лого Selforganization.ru

Анализ четвертой недели работы

Четвертая неделя работы закончилась. Для меня эта неделя принесла два вывода. Первый – ребенок стал рисовать заметно лучше, увереннее, значит, наша работа дает свои первые результаты. Второй – аккуратность выполнения работы чаще связана с настроем ребенка, а не с умением сделать правильно. К примеру, медведь Копатыч.

     
Одна лапа сделана аккуратно, а вторая – нет.
Или рисунок Бараша, который с первого взгляда радует выполнением,
и здесь же Пин, на которого страшно смотреть.
Конечно детские рисунки не идеальны. Они во многом зависят от настроения, усталости, многих других причин.
На этой неделе рисовали фломастерами в «умной раскраске».

В целом получается аккуратно. Работать интересно. Но заданий, где нужно раскрасить фигурки с точкой не так много, а другие не вызывают пока такого интереса.

Анализируя четвертую неделю работы, я приняла решение, еще одну неделю рисовать и раскрашивать по той же схеме (использовать прежнюю тактику), а затем вводить регулярную работу в прописях, оставив только один рисунок с интернет-каналом.

Елена Ветштейн.

Лого Selforganization.ru

Анализ второй недели работы

Принцип «Регулярность» дает первые результаты: рисовать Саша стал увереннее. Он готов оставаться один за столом и рисовать, и раскрашивать без меня. Иногда ленится, просит помочь. Я беру его руку в свою, но оставляю расстояние, почти не держу, только обозначаю свое присутствие, а он вполне уверенно ведет карандашом по бумаге.На этой неделе все рисунки раскрашены.

Дополнительно работали с раскрасками, как было запланировано после анализа первой недели работы.
Многие рисунки повторяли по инициативе ребенка. Пока трудно сделать вывод, насколько изменились получившиеся картинки.
Например, мышка. Первый раз она получилась такой:
А вот та же мышка, нарисованная во второй раз.
Это павлины: сначала вторая,
затем первая недели.
На этой неделе работали в новых прописях. Учились обводить по точкам фигуры.

«Обводить рисунок по точкам и по линиям» — одно из умений, которые мы развиваем в этом проекте.

Вторая неделя работы позволяет сделать вывод, что
регулярная работа в альбоме, с раскрасками, прописями по- прежнему будет основной на первом этапе в соответствии с выбранной (стратегией работы). Через некоторое время проверим ее эффективность.

 

Елена Ветштейн.

Лого Selforganization.ru

Анализ первой недели работы

Прошла первая неделя обучения рисованию. Наше совместное творчество позволило мне увидеть много новых граней проблемы «мой ребенок не умеет рисовать».

Во-первых, в самом начале я думала, что Саше не нравится рисовать, но это не так. Он рисует с удовольствием и ждет наших ежедневных уроков, сам напоминает мне, что пора порисовать. Проблема в другом. Он опасается, что у него не получиться, поэтому не решается начать. Еще один момент, который меня настораживает, состоит в том, что ребенок не рисует без меня. Я сознательно пыталась оставить его наедине с карандашами и альбомом, под предлогом, что мне нужно отвлечься. Просила его раскрасить, пока я занята, но он ждал меня. Я вижу, что мое присутствие придает ему уверенности, что все получиться.

Сейчас я думаю, что отдельно с этим работать не стоит. Как только Саша начнет рисовать больше, рисовать успешно, он почувствует, что может справляться самостоятельно. Первые два урока прошли у меня на коленях, сейчас Сашик рисует, сидя на своем стуле, а я сижу рядом на другом.

Во-вторых, на мой непрофессиональный взгляд, Сашик неплохо рисует. Лошадка похожа на лошадку, птичка на птичку – герои рисунков легко узнаваемы. В целом, сам рисунок расположен в центре, соблюдаются основные пропорции, глаза на голове, лапы от туловища. Конечно, не все линии ровные, не все контуры правильные, нет «уверенности в руке», но погружаясь в процесс день за днем, он будет это делать лучше. Здесь главное – регулярность.

В-третьих, что действительно, нужно усиливать, так это умения раскрашивать рисунки.

Поэтому постараюсь, работать в этом направлении, побуждая, чтобы картинка заиграла своими красками.

Мы попробовали работать в прописях.

Но я делаю вывод, что еще рано обводить контуры букв и цифр. Поэтому обзавелась другими прописями с контурами проще (линии, фигуры). На следующей неделе попробуем поработать в них.
Еще в выходные мы всей семьей раскрашивали картинки пластилином. Но это скорее балл в копилку достижений и развитие интереса к творческому процессу.

Одна из задач первого этапа работы – посмотреть исходные навыки, которые мы будем развивать в этом проекте.

По рисункам первой недели можно увидеть, как ребенок умеет:

  • регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета;
  •  располагать изображение на всем листе или в заданных пределах;
  •  аккуратно раскрашивать картинки, стараясь не выходить за контуры рисунка;
  •  копировать простейшие рисунки.

Итак, карта действий (стратегия работы) на первом этапе прежняя. Мы регулярно рисуем с выбранным интернет-каналом, вырабатывая привычку рисовать то, что нравится, оттачивая умения работать с карандашом, совершенствуя получаемые линии и фигуры. А вот тактику работы слегка подкорректируем: усилим работу по раскрашиванию своих рисунков, добавим работу с раскрасками.

 

Елена Ветштейн.

Лого Selforganization.ru

Анализ третьей недели работы

Анализ третьей недели работы

На этой неделе раскрашивали больше обычного. Кроме обязательного раскрашивания собственных рисунков, работали в раскрасках.

Рисовать и раскрашивать свои рисунки Саше нравится больше, чем расцвечивать героев раскрасок. У меня есть идея попробовать «умные раскраски», чтобы раскрашивание было одним из элементов задания. Возможно, такая деятельность будет для ребенка интересней.

Итак, на следующей неделе мы по-прежнему рисуем с любимым интернет-каналом. Наша карта действий (стратегия работы) прежняя. Мы усилили работу по раскрашиванию своих рисунков после первой недели работы. Здесь все без изменений. А вот работу с раскрасками подкорректируем, попробуем «умные раскраски», чтобы через интересные задания побуждать к развитию мелкой моторики

Елена Ветштейн.